Паспорт Программы развития
Основания для
разработки
программы
Назначение
программы
Проблема
Этапы
и
реализации
программы
сроки
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020 гг.;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от
17.10.2013 № 1155;
Устав МБДОУ « Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалево
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 комбинированного вида»
города Пикалево 2018-2021 гг. предназначена для определения перспективных направлений развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения « Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалево на основе анализа работы за 2018 – 2021 годы, с
учетом стратегии развития Российского образования.
В Программе отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и воспитания,
управления дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными
ориентирами которой являются: понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования;
становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
Программа реализуется в период 01.01.2022—31.12.2025г.г.
Цель
Создать условия для повышения качества образовательного процесса, максимально обеспечивающего здоровьесбережение, развитие и
саморазвитие воспитанников и повышения социального статуса дошкольного учреждения.
Задачи
1.Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования
для обеспечения разностороннего развития с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей. Обеспечить сетевую форму
реализации образовательной программы МБДОУ.
2.Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического здоровья детей и медицинского сопровождения образовательного процесса
посредством совершенствования материально- технических, кадровых и организационно-методических условий.
3.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МБДОУ, создавая условия для развития их субъектной позиции, повышения
квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4.Расширять взаимодействие МБДОУ с социумом (семьей, социокультурной средой города).
5.Обогащать предметно-развивающую среду и материально-техническую базу МБДОУ согласно ФГОС ДО.
2
Рост численности педагогов, участвующих в программах
повышения квалификации (%)
Посещаемость,
Заболеваемость (%)
Обеспечение стабильных показателей удовлетворенности
родителей результатами работы МБДОУ (%)
Увеличение количества родителей, вовлеченных в разнообразные формы взаимодействия с МБДОУ (%)
Обеспечение оснащения групп в соответствии с требованиями
ФГОС ДО
Повышение качества образования
Этапы
и
реализации
программы
Финансовое
обеспечение
программы
Ожидаемые
результаты:
сроки
100%
Достижение показателей выполнения муниципального задания:
- 80%
-Пропуск по болезни ниже, чем областные и районные показатели
не менее 90%
не менее 70%
80%
Достижение стабильных результатов освоения воспитанниками основной
образовательной программы –
не менее 90%, удовлетворенность родителей качеством образования – не
менее 90%
Программа реализуется в период 01.01.2022—31.12.2025г.г.
Бюджетное финансирование, спонсорская помощь, добровольные пожертвования граждан.
Функционирование МБДОУ как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечивающей свободный доступ ко всей
необходимой информации о своей деятельности.
Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям ФГОС ДО.
Положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей. Снижение заболеваемости, приобщение дошкольников к
здоровому образу жизни.
Стабильное функционирование службы мониторинга (мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития).
Повышение профессиональной культуры педагогов, их уровня категориальности и умения работать на запланированный результат.
Мотивация родителей к взаимодействию с МБДОУ, реализация просветительских, творческих программ для семей воспитанников.
Современная предметно - пространственная среда и материально-техническая база, способствующая развитию личности ребенка.
Реализация планов сотрудничества с социокультурными учреждениями. Создание эффективной системы управления качеством
дошкольного образования.
3
Ι. Информационная справка
Полное наименование МБДОУ
Сокращенное наименование МБДОУ
Учредитель
Тип
Вид
Органы самоуправления (по Уставу)
Административно-управленческий аппарат
Телефоны
Факс
Электронная почта
Адрес сайта
Адрес
Устав
Лицензия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида»
города Пикалево
МБДОУ «ДС №3 КВ» города Пикалево
Комитет образования администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
Учреждение
Дошкольное образование
Совет Учреждения
Общее собрание трудового коллектива
Педагогический совет
Заведующий Марина Викторовна Евстафьева
8 (81366) 4-39- 11, 8 (81366) 4-12-05
8 (81366) 4-39 -11
detsad3@mail.ru
http://детский-сад3.рф/
187602 Ленинградская область, Бокситогорский район, город Пикалево, улица Комсомольская, д.6, ул. Школьная, д.48
Постановление администрации Бокситогорского муниципального района №1582 от 25.12.2015
Регистрационный № 533-16 от 03. 11. 2016. Выдана Комитетом общего и профессионального образования
Ленинградской области.
Срок действия - бессрочно
4
Введение
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение
качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач
возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Основные инновационные направления программы: повышение качества образования через использование новых педагогических технологий; введение федеральных
государственных требований; создание системы интегративного образования; развитие творческих способностей дошкольников; внедрение здоровьесберегающих технологий.
Перечисленные направления соответствуют насущным потребностям и возможностям развития учреждения, способствуют качественным изменениям в образовательной
деятельности, учитывающей интересы и потребности детей, родителей, педагогов.
Основные тенденции развития учреждения связаны с установкой на создание полноценного пространства развития детей и организацию комплексного сопровождения
индивидуального развития ребенка. Создание развивающей среды, сотрудничество взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и
воспитательных задач в учреждении способствующих благоприятной социализации детей и закладывающих базовые компетентности дошкольника в освоении мира и
воспитании культуры.
В существующих условиях реформирования образования, дошкольное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом
её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством
социализации личности.
Необходимость данной программы обусловлена изменениями в системе образования, в этой связи пересмотром содержания образования в учреждении,
внедрением новых подходов к педагогической деятельности и применением педагогических технологий, желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить
их здоровье, развить у них те или иные способности .
Программа является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного этапа работы учреждения в
режиме развития. С помощью программы коллектив реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую
определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность. Цель написания программы - обеспечение работы МБДОУ «ДС №3 КВ» города Пикалево в
режиме непрерывного развития, направленного на целостное и разностороннее развитие воспитанников. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития
учреждения, потенциальные возможности коллектива и администрации, воспитанников и родителей. Программа представляет собой долгосрочный нормативноуправленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития
воспитанников и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований воспитательнообразовательной системы, основные планируемые конечные результаты. Современные ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество,
эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении
инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности МБДОУ и выражающихся в их переходе на качественно новый этап.
Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ.
Управление в МБДОУ «ДС №3 КВ» города Пикалево осуществляется комплексно, т. е. выполняются все функции управленческой деятельности в своей
взаимосвязи: аналитико-диагностическая, мотивационно - стимулирующая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, регулятивноорганизационная. Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей,
родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается
5
гуманным отношениям, доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и
проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения.
Основой решения проблемы качества образования на уровне МБДОУ, в соответствии с Программой развития МБДОУ, является проектирование и внедрение системы
управления качеством образовательного процесса. Система управления МБДОУ «ДС №3 КВ» города Пикалево построена в соответствии с действующим законодательством.
Представленная схема свидетельствует о том, что на сегодняшний день система управления МБДОУ состоит из следующих компонентов:
реализации управленческих условий, таких как: организационных, кадровых, научно-методических, материально-технических, финансовых, мотивационных,
нормативно-правовых и информационных;
определении объектов управления, которыми являются: нормативно-правовая, финансово-экономическая, материально-техническая, программно-методическая,
образовательная, мотивационная и управленческая деятельности;
осуществлении механизма управления через основные управленческие функции.
Алгоритм управления в МБДОУ:
В детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом.
В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы,
разработка и внедрение правил и инструкций.
Управленческая деятельность осуществляется посредством административного совета (заведующий, члены администрации), общественного (родительские комитеты в каждой
группе, родительский комитет МБДОУ), коллективного управления (общее собрание трудового коллектива, Совет Учреждения). Управленческая деятельность делегируется членам
административного совета согласно разработанной и утвержденной циклограмме контрольно-инспекционной деятельности, где определено основное содержание управления
детским садом через распределение функциональных /должностных/ обязанностей между административным аппаратом и педагогическим коллективом.
Управление детским садом осуществляется на основании нормативно-правовых актов, касающихся организации дошкольного образования:
федерального уровня
регионального уровня
муниципального уровня
внутри садового уровня.
Анализ основных направлений и показателей деятельности детского сада в динамике осуществляется по данным аналитических справок. Функция планирования
основывается на системном подходе. Ежегодно на основе анализа работы дошкольного образовательного учреждения за истекший период составляется годовой план работы на
учебный год, который охватывает все стороны учебно-воспитательной работы МБДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.
Календарные и индивидуальные планы работы конкретизируют долгосрочное планирование по выбору оптимальных путей, средств и методов, а также по
определению основных видов деятельности, мероприятий, подбору и расстановке конкретных исполнителей, сроков исполнения для получения планируемого результата в
целом.
Объектом организационной деятельности являются все участники педагогического процесса, сотрудники, дети и их родители. Организация их совместной
деятельности, установление взаимоотношений для объединения их усилий в процессе выполнения плана работы детского сада, осуществляется через организационную
функцию управления.
Управленческие функции регулирования и контроля проходят через разные виды, формы и методы контроля по основным направлениям жизнедеятельности
учреждения для решения его уставных целей и задач. По итогам проверок принимаются управленческие решения в виде справок, актов, рекомендаций и приказов, которые
6
рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов. Помимо административного контроля, в практику работы детского сада входит самоконтроль, самоанализ и
самооценка педагогической деятельности, внедряется педагогический анализ развития детей.
Одним из ключевых моментов в реализации поставленных задач является наличие стабильного, творческого коллектива в МБДОУ, грамотная кадровая политика
администрации.
Кадровое обеспечение.
Учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами. В учреждении проводились все формы методической работы: педсоветы, семинары, консультации,
открытые моменты и другое.
Образовательный уровень педагогических работников
Количество
педагогических
работников
МБДОУ
2019г.7 педагогов
2020г. – 21
педагог
100%
Количество
педагогических
работников
МБДОУ
2019г.7 педагогов
2020г. – 21
педагог
Высшее
профессиональное
Из них педагогическое
Среднепрофессиональное
Из них
педагогическое
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
6 чел.
19
чел.
19
чел.
6
чел.
19
чел.
19
чел.
1 чел.
2 чел.
2
чел.
1 чел.
2 чел.
2
чел.
85,7
%
90,4
%
85,7
90,4
14,2
9,5%
90,4
90,4
%
%
%
%
%
Стаж работы педагогических работников
9,5%
14,2
%
9,5%
9,5%
До 5 лет
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
0 чел.
0
чел.
0%
От 5 до 10 лет
На
01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
3 чел.
5 чел.
На
01.01
2022
От 10 до 15 лет
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
От 15 лет и более
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
1 чел.
5
3 чел.
11
3
5
13
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
100%
0%
42,8
23,8
14,2
23,8
42,8
52,3
14,2
23,8
61,9
%
%
%
%
%
%
%
%
%
Работа с молодыми специалистами и малоопытными педагогами осуществлялась систематически в соответствии с планом работы. Применение эффективных форм
оказания помощи малоопытным педагогам способствует повышению уровня педагогической культуры, формированию профессиональной компетентности, оказанию
своевременной адресной помощи, повышению качества педагогической деятельности. Проведенные мероприятия позволили молодым педагогам повысить профессиональное
мастерство по освещаемым вопросам, выявить затруднения и спрогнозировать дальнейшую работу по повышению их квалификации:
- обучение молодых специалистов проведению мониторинга педагогической деятельности,
0
чел.
0%
7
- помощь в организации самообразования, повышении квалификации,
-предоставление возможности молодым педагогам представить свой опыт для коллег.
В МБДОУ созданы условия для повышения квалификации всех специалистов. Курсовая подготовка педагогов осуществляется своевременно в соответствии с
графиком курсовой подготовки.
Педагоги регулярно и успешно проходят аттестацию.
Количество
педагогических
работников
МБДОУ
2019г.7 педагогов
2020г. – 21
педагог
100%
Высшая категория
Аттестация педагогических работников
Первая категория
Соответствие
занимаемой
должности/
Без категории
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На
01.01
2022
1 чел.
2
чел.
10
чел.
0 чел.
1
чел.
10
чел.
3
чел.
1
чел.
0
чел.
0 чел
1
чел.
1
чел.
14,2
%
9,5%
47,6
%
0%
4,7%
47,6
%
42,8
%
4,7 %
0%
0%
4,7%
4,7%
В 2021-22 уч.г. в работе с кадрами планируется оказать помощь в обобщении и распространении опыта работы в педагогической среде, мотивировать данных
педагогов на повышение профессионального мастерства с целью дальнейшей аттестации на первую квалификационную категорию.
Количество
педагогических
работников МБДОУ
2019г.7 педагогов
2020г. – 21 педагог
100%
Повышение квалификации педагогов
Подлежат курсовому
Обучено
обучению
за учебный
год
Не прошли курсы
повышения
квалификации
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На 01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На 01.01
2022
2019/
20
уч.г.
2020/
21
уч. г.
На 01.01
2022
2
чел.
21 чел.
0 чел.
7 чел.
21 чел.
0 чел.
1 чел.
-
0 чел.
28,5%
100%
0%
100%
100 %
0%
14,2%
-
0%
Повышению квалификации педагогов и росту профессионального мастерства способствует деятельность методической службы МБДОУ. Проведенные в учебных
годах мероприятия были направлены на решение годовых задач и реализацию методической темы учреждения. В процессе решения поставленных задач повысилась
профессиональная компетентность педагогов, в практику работы ДОУ стали шире внедряться активные формы взаимодействия с семьями воспитанников и социумом
(проекты, акции, конкурсы). Формы и методы работы, используемые в МБДОУ, способствуют формированию стабильного положительного имиджа учреждения в
окружающем социуме. В ходе проведения методических мероприятий педагогам предоставлялась возможность актуализировать имеющиеся знания, повысить
профессиональный уровень, обобщить и представить свой педагогический опыт. Педагоги МБДОУ активно участвуют в конкурсном движении и представлении собственного
педагогического опыта в профессиональных сообществах на разных уровнях, активно используют при этом сеть интернет.
8
результат
Конкурсы
«Мои инновации»
Скородумова Л.В. – музыкальный руководитель, Вахрушева Н.Ю. -воспитатель
Участник
Форум педагогических идей и
инновационных практик
Региональный этап конкурса
«Детский сады – детям»
Скородумова Л.В. – музыкальный руководитель
Участник
Егорова О.А. учитель-логопед,
Музыкальные руководители Глухова А.Е. и Скородумова Л.В., инструктор по ФК Журавлева С.А.,
воспитатели: Сильванович Т.В., Комлева Е.Л., Калинкина В.С., Левина Т.А., Вахрушева Н.Ю., Шарай
Г.А.
Музыкальный руководитель Скородумова Л.В., инструктор по ФК Журавлева С.А., воспитанники
МБДОУ
Эксперт
Участники
Всероссийский конкурс
педагогического мастерства
«Счастливый Новый год-2020» ,
номинация «Лучшее детское
стихотворение о зиме и
Новогоднем празднике»
Музыкальный руководитель Глухова А.Е.
Диплом лауреата
Конференции
«Вишняковские чтения»
Музыкальные руководители Глухова А.Е. и Скородумова Л.В., воспитатели: Калинкина В.С., Шмуйдина
О.В., Сильванович Т.В.
Участники
Форумы
I Всероссийский форум «Воспитатели России» «Воспитаем здорового ребенка» г. Москва –все педагоги
III Всероссийский форум «Воспитатели России» «Воспитаем здорового ребенка. Поволжье» г. Самара –все педагоги
ЛГУ им. А.С. Пушкина Международный научно-образовательный форум «Специальное образование
XXI века» -музыкальный руководитель Глухова А.Е.
«Психолого – педагогическое сопровождение процессов развития ребенка» тема выступления
«Организация работы учителя-логопеда в ДОУ» Егорова О.А. – учитель-логопед
Участники
Мероприятие (семинар, мастер
класс), конкурс
Педагоги
Наши достижения.
Номинация, в которой приняли участие, ФИО (или образовательная организация)
№
п/п
Спортивный Фестиваль «Спасибо
деду за Победу!», посвященного
75-летию Победы советского
народа в Великой Отечественной
войне
Семинары
Районный семинар для педагоговпсихологов и
учителей-логопедов
РМО воспитателей групп раннего
«Организация образовательного процесса по области «Художественно-эстетическое развитие» в
условиях реализации ФГОС ДО»Воспитатели: Шарай Г.А., Федотова Е.А., Синельщикова Л.А.,
Грамота
Участник
Участник
Участники
9
возраста
РМО музыкальных руководителей
Акции
Муниципальный этап акции
Москвина Н.О., Котомина Е.В., музыкальный руководитель Глухова А.Е.
«Единый день мастер-классов «Коммуникативные игры»
Музыкальные руководители Глухова А.Е. и Скородумова Л.В.
Участники
«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Скородумова Л.В. – музыкальный руководитель , Шарай
Г.А. - воспитатель
«Мама за рулём» воспитатель Шмуйдина О.В., воспитанники гр.№ 5
Участники
Для реализации поставленных задач были проведены мероприятия в соответствии с комплексным годовым планом работы, в ходе выполнения которого, были
достигнуты положительные результаты.
Задача охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития является важнейшей в работе всего коллектива детского сада.. Хорошие
показатели физкультурно – оздоровительной работы достигнуты за счёт целенаправленной работы учреждения по оздоровлению детей, которая включает:
рациональный режим,
питание,
закаливание, двигательная активность – физкультурные занятия, физкультурно – оздоровительная гимнастика, досуги, прогулки;
оздоровительные мероприятия – организация диетического питания, витаминизация 3-го блюда, витаминизация детей аскорбиновой кислотой (2 раза в год),
профилактические прививки.
Два раза в год проводится мониторинг здоровья, физического развития, двигательной активности детей.
Процент посещаемости «ДС №3 КВ» города Пикалево воспитанниками в 2020г. вырос. Высоким остается количество дней пропущенных детьми по болезни и по
другим причинам (отпуск родителей, домашний режим, пропуски без уважительной причины)
Всего детей
в ДОУ
Показатели
Количество
детей
2019
2020
77
213
Распределение детей по группам здоровья
Количество
с 1 группой
со 2 группой
не болевших
здоровья
здоровья
детей
2019
0
2020
0
с 3 группой
здоровья
2019
2020
2019
2020
2019
2020
55
127
18
60
4
26
с 4 группой
здоровья
2019
-
2020
-
Быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям детского сада объясняется благоприятным эмоционально-психологическим климатом в группах раннего
возраста, тесным взаимодействием педагогов ДОУ между собой и с родителями. Сложности были вызваны одновременным поступлением большого количества малышей в
группы.
10
Анализ контингента детей:
Сохранен контингент воспитанников и количество групп в учреждении.
Календарный год
Списочный состав воспитанников
2018
89
2019
2020
2021
77
213
174
Количество групп в учреждении с 2020 года составляет 10 групп детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Списочный состав воспитанников не превышает лицензионных
требований.
Осуществлялась систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей через систему мероприятий по физическому воспитанию, применение
здоровьесберегающих технологий, формирование потребности к здоровому образу жизни.
Комплексная оценка здоровья
Сравнительный анализ заболеваемости (пропуск дней по болезни одним ребенком)
Календарный год
Общее количество заболеваний (д/д)
2018
2019
2020
131
148
291
Количество д/д по болезни на
одного ребёнка
9,4
11,6
8,6
На основании мониторинга состояния здоровья воспитанников работу по сохранению и укрепления здоровья необходимо продолжать, объединив усилия сотрудников и
родителей.
С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей в МБДОУ введено 10-дневное меню, отдельно на весенне-летний период и осенне-зимний период. При
составлении меню учитываются требования СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
Основными принципами организации питания являются:
выполнение режима питания;
11
полноценное питание;
гигиена приема пищи;
индивидуальный подход к детям во время питания.
При организации питания в МБДОУ важно не только накормить ребенка, но и сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть
здорового образа жизни.
В двух группах созданы и оборудованы физкультурные мини-среды с необходимым инвентарем для организации игр и упражнений детей в группе.
Анализ полученных результатов работы детского сада подтвердил необходимость продолжения работы по оздоровлению детей, оптимального включения
здоровьесберегающих технологий в процесс образования через проектную деятельность, включение оздоровительных задач в различные виды детской деятельности.
Уровень усвоения Основной общеобразовательной программы детьми раннего возраста.
Образовательный процесс осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Реализация части образовательной программы дошкольного образования, формируемой усчастниками образовательных отношений, направлены на развитие в нескольких
образовательных областях:
1. Физической развитие на основе программы «Развивающая педагогика оздоровления» под редакцией В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова;
2. Художественно-эстетическое развитие на основе программы «Ритмическая мозаика» под редакцией А.И.Бурениной и «Цветные ладошки» под редакцией
А.И.Лыковой;
3. Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности направлена на обеспечение коррекции нарушений речи у детей с тяжелыми нарушениями речи и
осуществляется на основе адаптированной программы, составленной на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи
детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой.
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной программы;
мониторинговые исследования по направлениям;
социологические опросы;
отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;
посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (октябрь, апрель). В проведении мониторинга участвуют педагоги, специалисты ДОУ, медсестра. Результаты
мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
оптимизации работы с группой детей.
Анализируя готовность выпускников ДОУ к школе, можно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования 95 % воспитанников проявляют
инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Большая часть детей способны выбирать себе род занятий,
участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов; дети уверены в своих силах, открыты внешнему миру,
положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных
играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; обладают
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Дети проявляют любознательность, умеют наблюдать, экспериментировать. Обладают
начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знакомы с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Качество
подготовки выпускников в прошедшем и текущем году находится на высоком уровне.
12
В результате совместной работы педагогов и родителей, воспитанники детского сада проявляют высокую степень устойчивости к стрессовым ситуациям в
адаптационный период при поступлении в школу.
С детьми, зачисленными в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР регулярно проводились коррекционно-развивающие занятия, направленные на
развитие всех компонентов устной речи и подготовку к началу школьного обучения. Особое внимание уделялось фонетико-фонематической стороне речи, так как достаточный
уровень развитие этой системы является важнейшим показателем готовности ребенка к овладению грамотой.
Однако, учитывая сопутствующие нарушения в психоречевом развитии детей, не удалось достичь высоких результатов коррекционной работы.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Потребителями нашей образовательной услуги являются родители (законные представители) наших воспитанников. Нельзя грамотно выстраивать взаимодействие с
семьями воспитанников, не зная их запросов, требований и их оценки деятельности МБДОУ. Поэтому, в МБДОУ ежегодно проводится мониторинг семей воспитанников,
социологические опросы родителей с целью определения запросов потребителей услуги и выявления степени удовлетворенности предоставляемыми МБДОУ услугами.
Большое внимание педагогическим коллективом МБДОУ уделяется установлению эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. С 2012-2013г. большей
включенности и информирования родителей ходом воспитательно-образовательного процесса способствовала активная работа официального сайта МБДОУ, который
пользуется большой популярностью среди родителей и сотрудников, проведенного большого количества праздников и развлечений. Кроме того, систематически
использовался метод анкетирования родителей, что позволило лучше изучить мнение родителей о МБДОУ, своевременно реагировать на запросы и пожелания, предоставлять
необходимую информацию. Цель дошкольного образовательного учреждения при взаимодействии с семьей мы видим в том, чтобы способствовать реализации права семьи и
детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и
благополучия. Детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства “детский сад-семья-социум”,
способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
При взаимодействии с семьей дошкольное образовательное учреждение использует свои наработанные методы и приемы, адекватные поставленным задачам.
В своей деятельности мы сочетаем традиционные методы и приемы работы с семьей (родительские собрания, консультации, папки-передвижки, спортивные
мероприятия, информационные стенды, совместные праздники и т.п.), сайт МБДОУ, группы для родителей в мессенджерах, социальных сетях.
.
Взаимодействие с родителями посредством ИКТ.
ИКТ-технологии позволили изменить условия взаимодействия педагога с родителями. Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций,
тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал
красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать. В процессе работы используются:
интерактивная доска iWBoard;
13
интерактивный стол для рисования на воде;
световой стол для рисования на песке;
современные ноутбуки, аудиооборудование, музыкальный центр и т.д.
мультимедиа – презентации (содержат текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и
анимацию);
видеогостинные, отражающие жизнь ребенка в ДОУ (подборка видеозарисовок о повседневной жизни детского сада и ее воспитанников интересна родителям,
поскольку она позволяют увидеть ребенка вне дома); мини-фильмы с целью введения родителей в проблему тематических консультаций, обучающие фильмы с
целью формирования представлений о предмете консультирования (они могут носить обучающий и тематический характер, а также это может быть подборка видео
зарисовок: фронтальные групповые занятия; индивидуальные занятия, деятельность детей вне занятий).
компьютерные программы по коррекции речевых нарушений «Игры для Тигры», по обучению чтению «Баба Яга учится читать».
группы для родителей «ВКонтакте», «WhatsApp», созданные педагогами МБДОУ.
Взаимодействие с родителями через сайт МБДОУ.
На сайте Учреждения родители могут познакомиться с планами работы, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку ни другие
полезные сайты и полезную литературу. Очень важно, что с информацией на страницах сайта родители имеют возможность познакомиться в удобное для них время и получить
ответ в удобной для них форме, что свидетельствует о популярности сайта у посетителей.
Состояние материально-технического обеспечения в МБДОУ «ДС № 3 КВ» города Пикалево.
10 групповых комнат с отдельными спальнями и раздевалками (в 2х зданиях по двум адресам)
музыкально - физкультурный зал;
В МБДОУ оборудованы кабинеты:
кабинет заведующей;
методический кабинет;
кабинет завхоза;
кабинеты бухгалтера;
медицинский кабинет;
изолятор;
вспомогательные помещения: пищеблок, прачечная, и др.
кабинет логопеда/психолога (ул. Школьная, д.48)
Кабинеты, зал и рабочие места не в достаточной мере обеспечены современным оборудованием:
принтеры, МФУ (кабинет заведующего, кабинет бухгалтера, методический кабинет);
связь и обмен информацией с организациями посредством факса, электронной почты (кабинет бухгалтера);
фотокамера, видеокамера, магнитофоны (группы, зал).
экран, проектор (зал)
Современная информационно-техническая база для занятий с детьми, работы сотрудников и педагогов – специалистов практически полностью отсутствует.
Детский сад оснащен в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, имеется необходимое физкультурное и игровое оборудование, научно-методическая
и художественная литература, учебно-наглядные пособия, медицинское оборудование, ощущается нехватка технических средств и музыкальных инструментов.
14
При построении предметно-развивающей среды групп учитываются возраст детей, их интересы и желания. Предметная среда групп имеет разнообразные мини-среды,
обеспечивающие игровую деятельность детей, как для мальчиков, так и для девочек. Выделено место для проведения совместной организованной продуктивной и
познавательной деятельности воспитателя с детьми. Группы оборудованы модульной мебелью, разнообразными дидактическими пособиями и игрушками. Во всех группах
имеются игрушки и пособия для физического развития, музыкальные игрушки и разные виды театров.
Участки детского сада озеленены. За каждой группой закреплена своя территория для прогулок с детьми, на каждом участке есть игровое оборудование и песочницы.
Вместе с тем, существуют острые проблемы, требующие выполнения, обновления и развития материально – технической базы:
- проведение работы по выполнению ремонта фасада здания (ул. Комсомольская, д.6); ремонт кровли (ул. Школьная, д.48) освещение по периметру территории.
Проанализировав внешнюю среду и внутренние ресурсы, мы выделили факторы, которые положительно влияют на формирование имиджа нашего дошкольного
образовательного учреждения:
1. Территориальное местонахождение.
2. Детский сад имеет достаточно большой опыт работы на рынке оказания образовательных услуг и пользуется спросом у населения города. Многие выпускники
детского сада приводят к нам своих детей, многие родители приводят второго и третьего ребенка, объясняя свой выбор качеством образования в детском саду.
3. Наш детский сад известен в профессиональных кругах и среди общественности. А это мы считаем важным условием создания конкурентоспособного учреждения.
4. Профессионализм руководителя и педагогов напрямую влияет на качество оказания образовательных услуг, а, следовательно, и на имидж детского сада. В детском
саду работают квалифицированные специалисты.
5. В детском саду сложилась система ценностей, обычаев, традиций. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сплачивают коллектив, делают его
более работоспособным и восприимчивым к инновациям.
6. Использование ИКТ-технологий повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса (использование ИКТ в НОД воспитателями).
7. Открытость и интегрированность дошкольного образовательного учреждения позволяют устанавливать и расширять партнерские связи. Мы результативно
сотрудничаем с учреждениями культуры и образования.
8. Комфортная и эстетическая развивающая среда МБДОУ.
9. Внедрение в практику работы учреждения здоровьесберегающих технологий (наличие спортивного зала). Отлаженная система физкультурно-оздоровительной работы.
Все это работает на имидж нашего МБДОУ. В тоже время жесткая конкуренция на рынке образовательных услуг, постоянно возрастающие запросы общества к
воспитанию и образованию дошкольников, приход в МБДОУ молодых педагогов дают повод к размышлению и выстраиванию стратегии развития нашего дошкольного
учреждения на перспективу.
Общие выводы.
Работа МБДОУ во все учебные периоды осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями и годовыми задачами. Реализации годовых задач
способствовали следующие факторы:
- МБДОУ на 100% укомплектовано штатами,
- сотрудники успешно и в соответствии с графиком проходят аттестацию,
- повышение квалификации сотрудников осуществляется планомерно и своевременно,
- в МБДОУ создана система физкультурно-оздоровительной работы, что приводит к получению стабильного результата по оздоровлению воспитанников,
- в МБДОУ налажено тесное взаимодействие всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе, этим объясняется стабильно высокий результат адаптации
детей к условиям МБДОУ,
-активное участие органов самоуправления в МБДОУ.
Методическая служба в МБДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с планом и запросами педагогов. Проведенные методические мероприятия
способствовали реализации годовых задач МБДОУ и направлены на повышение профессиональной компетентности педагогов. Активизировалось участие педагогов в
профессиональных конкурсах.
15
Благодаря спланированной системе контроля и мониторинга своевременно выявляются затруднения и недочеты в работе всех структурных подразделений, что
позволяет вовремя внести коррективы в воспитательно-образовательный процесс и оказать конкретную помощь педагогам.
На фоне достигнутых успехов в системе воспитательно-образовательной работы детского сада, нами были выявлены следующие проблемы:
- обеспечение выполнения муниципального задания по направлениям посещаемости и заболеваемости воспитанников;
-затруднения педагогов в выборе развивающих технологий,
-затруднения педагогов в осуществлении мониторинга развития интегративных качеств детей,
-необходимость продолжения работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в организации коррекционно-образовательного процесса в группах
компенсирующей направленности, повышение компетентности специалистов МБДОУ по созданию единой предметно-развивающей и коррекционной среды в МБДОУ;
- необходимость активизации работы методической службы МБДОУ с педагогами, имеющими вторую категории и без категории, с целью оказания помощи в
обобщении и распространения опыта работы педагогов, проведения самоанализа работы и последующей аттестации на первую или высшую квалификационную категорию;
-обеспечение 100% курсовой подготовки педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- обеспечение оснащенности групп игрушками, пособиями и методическими комплектами в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- обеспечение сетевого взаимодействия с образовательными организациями в плане реализации образовательной программы;
- повышение качества образования;
- переход на профессиональный стандарт педагога.
SWOT – анализ потенциала развития.
Для выявления конкретных возможностей развития дошкольного учреждения на современном этапе развития был использован SWOT - анализ, который является
формой оценки внешних и внутренних перспектив развития учреждения.
Анализ внутренних факторов развития МБДОУ
Внутренние факторы
развития МБДОУ
I. Образовательные
программы, реализуемые в учреждении
Сильная сторона фактора
IV. Взаимодействие с
семьями воспитанников
Разработанная педагогическим
коллективом ОП ДО, отвечает всем
требованиям ФГОС ДО
Итоговые результаты освоения Программы
воспитанниками соответствуют высокому и среднему
уровню.
Отсутствие случаев травматизма
Достаточно стабильный квалифицированный
педагогический коллектив.
Высокая доля педагогов высшей и первой
категорий.
В МБДОУ создана система взаимодействия с
семьями воспитанников
V. Материально-
Созданы необходимые условия для
II. Результативность работы
образовательного учреждения
III. Кадровое обеспечение
Слабая сторона фактора
Наличие только одной Примерной образовательной программы
дошкольного образования.
Отсутствие у педагогов авторских методических разработок.
Слабая подготовка педагогов к созданию индивидуальных
образовательных маршрутов и траекторий развития воспитанников
Невысокая доля педагогов до 30 лет.
Существующая система не дает возможности включения родителей в
образовательные отношения как полноценных участников по причине
низкой активности большинства родителей и неготовности части
педагогов к качественно новому взаимодействию с семьями.
Недостаточное количество оборудования для использования в
16
техническая база учреждения и
условия образовательного процесса
VII. Сетевое взаимодействие
с социальными партнерами
образовательной деятельности в соответствии с
требованиями стандарта
Положительный опыт взаимодействия с библиотекой,
музеями, спортивной школой
VIII. Участие МБДОУ в
профессиональных конкурсах,
международных, федеральных и
региональных программах
IX. Сформированность
информационного пространства
МБДОУ
МБДОУ обладает опытом участия в конкурсах
всероссийского, городского и районного масштаба
Высокий уровень развития
информационной среды МБДОУ.
образовательном процессе ИКТ
Необходимость поиска новых социальных партнеров с целью
расширения образовательного пространства ДОУ, в частности,
психологической поддержки семей воспитанников.
Низкая мотивации большой части педагогов к участию в
профессиональных конкурсах
Необходимость стимулирования значительной части педагогов к
использованию ИКТ в педагогической деятельности в целях улучшения
качества реализации Программы
Анализ внешних факторов развития МБДОУ
Внешние факторы,
оказывающие влияние на
развитие МБДОУ
I. Направления
образовательной политики в сфере
образования на федеральном,
региональном и районном уровнях
II. Специфика и уровень
образовательных запросов семей
воспитанников
III. Тенденции развития
образования
Благоприятные возможности для развития
МБДОУ
Ориентация целей образовательной политики на
индивидуализацию качественного образования
позволяет МБДОУ развивать разнообразные
образовательные услуги.
Ориентация родителей на получение
дошкольниками качественного образования.
Использование инновационных технологий в
образовательном процессе МБДОУ
Опасности для развития МБДОУ
Недостаток бюджетного финансирования.
Превышение норматива численности контингента
воспитанников.
Качество образования понимается частью
родителей как хорошая подготовка к школе. Такой
подход ограничивает результаты образования
Неготовность части педагогов использовать
новации в своей работе
Оптимальный сценарий развития.
По итогам проведенного SWOT-анализа стратегическим направлением развития дошкольной организации может стать: реализация ФГОС дошкольного образования, с
ориентацией на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, индивидуализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Предполагается сохранение уже достигнутого уровня качества образования и
его повышение за счет перехода на индивидуальные образовательные маршруты обучения детей, использование эффективных педагогических технологий.
Предполагается активное вовлечение родителей в процесс развития МБДОУ в форме общественной составляющей управления.
Развитие образовательной среды будет строиться как сетевое расширение сотрудничества МБДОУ с учреждениями города.
17
Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды МБДОУ станет основой полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его
индивидуальными возможностями и способностями.
Концепция развития.
Параметры
Социально-педагогическая миссия
МБДОУ
Цель деятельности МБДОУ
Базовая и вспомогательные функции
МБДОУ
Организационная культура развития
МБДОУ (ценности и др.)
Содержание
Получение каждым ребенком полноценного качественного образования в соответствии с его индивидуальными особенностями и
запросами
1.
эффективное выполнение государственного задания на оказание образовательных услуг в соответствии с требованиями
законодательства.
2.
становление образовательного учреждения как образовательной системы, обеспечивающей соответствующие условия
для развития всех участников образовательных отношений
Базовая функция: осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования (с
приоритетным осуществлением деятельности по познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социальноличностному и физическому развитию); присмотр и уход за детьми; развитие одаренности у детей с повышенным уровнем
общих способностей через организацию личностно-ориентированной системы образования
Вспомогательными функциями являются действия, обеспечивающие качество организации образовательного процесса. К ним
относятся:
Методическая деятельность, обеспечивающая повышение квалификации педагогов;
Опытно-экспериментальная деятельность, обеспечивающая инновационный характер развития;
Воспитательная деятельность, обеспечивающая корректное взаимодействие ребенка с окружающим социумом;
Диагностико-коррекционная деятельность, позволяющая выявлять на начальном этапе проблемы детей и родителей,
решать их в рамках совместной работы;
Социальная деятельность обеспечивает социальный характер образовательного процесса;
Маркетинго-финансовая деятельность, позволяющая привлекать дополнительное финансирование к функционированию
дошкольного учреждения;
Управленческая деятельность, гарантирующая достижение поставленных в образовательном процессе целей.
В основе организационной культуры дошкольного учреждения лежит принятая во всем мире методология управления
качеством.
Содержание современного менеджмента качества в соответствии с международным стандартом определяется следующим
образом:
«Управление качеством – это метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всего персонала,
ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей
долговременного социально-экономического успеха и выгоды для всех работников организации и общества в целом».
В условиях системы образования культура качества через призму управления раскрывается через следующие примечания
к вышеизложенному определению:
Примечание 1. Слова “всего персонала” означают, что в управлении качеством работы дошкольного учреждения
задействован весь персонал, на всех уровнях иерархии ее организационной структуры, начиная от обслуживающего персонала.
Причастность к качеству воспитательно-образовательного процесса каждого специалиста означает необходимость
18
Модель педагога
Критерии оценки качества
образовательной деятельности
Образовательная программа
формирования коллектива единомышленников, обучение и переподготовка всех сотрудников, связывающих свой личный успех
с достижениями всего дошкольного учреждения.
Примечание 2. Существенным для обеспечения качества деятельности является убежденное и упорное профессиональное
руководство со стороны администрации в достижении поставленных целей.
Примечание 3. Термин “качество” при тотальном менеджменте качества вбирает в себя достижение всех целей
воспитательно-образовательного процесса.
Примечание 4. Слова “выгоды для… общества в целом” означает строгое выполнение всех требований к процессу
образования со стороны нормативно принятых государственных стандартов образования.
В этом определении организационной культуры видно, как увязываются в одно целое профессиональные достижения,
выгоды от этих достижений для ее сотрудников и положительный социально-экономический эффект для общества в целом.
Практика во всем мире показывает, что только при таком гармоничном согласовании интересов всех участников
образовательной деятельности достигается устойчивый долговременный успех системы образования.
В логике такой организационной культуры развития дошкольного учреждения становится понятным цикл управления
качеством:
Понять потребителя (воспитанников, родителя, общество);
Спроектировать продукт (образовательную услугу) – то, что удовлетворит потребителя;
Изготовить продукт в соответствии с требованиями потребителя (профессионально разработанная с позиции педагогики,
права, экономики, менеджмента образовательная услуга);
Поставить продукт потребителю (качественно реализовать образовательную услугу);
Понять, удовлетворен ли потребитель нашим продуктом (получить обратную связь от потребителя).
У педагогического работника, реализующего программу, должны быть сформированы основные профессиональные
компетенции, которые предполагают
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка,
организацию конструктивного взаимодействия в разных видах деятельности,
построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития
каждого воспитанника и учитывающего его возрастные и индивидуальные возможности,
открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
1. Анализ качества результата образовательной услуги
1.1. Результат для ребенка (возможность реализации субъектной позиции в условиях образовательной д-ти)
1.2. Результат для родителя (удовлетворенность образовательной услугой)
1.3. Результат для педагога (удовлетворенность отношениями с участниками образовательных отношений)
1.4. Результат для социальных партнеров (удовлетворенность сотрудничеством с ДОО)
2. Анализ качества процесса и условий реализации образовательной услуги
2.1. Качество взаимодействия «педагог-ребенок»
2.2. Качество поддержки педагогом взаимодействия «ребенок-ребенок»
2.3. Качество работы по формированию системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
2.4. Качество использования потенциала РППС
3. Анализ качества результата услуги присмотра и ухода
3.1. Комфортность и безопасность пребывания ребенка в ДОО
1. Разработанная педагогическим коллективом Образовательная программа ДО, отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Тем не
менее, рабочие программы педагогов требуют коррекции по следующим позициям:
19
•
•
•
Управление и внешние связи ДОУ
ориентированность Программ на возраст ребенка;
направленность Программ на индивидуализацию образования;
каким образом построены программы: ориентированы на проведение образовательного процесса по предметным
областям или предполагают реализацию содержания интегративно;
• какой характер взаимодействия взрослых с детьми предусматривают Программы;
• как происходит планирование, его особенности;
• какие методы образовательной работы с детьми преобладают;
• насколько ребенок может выбрать собственную активность, материалы, партнеров по занятиям.
2. Необходимо развитие блока дополнительного образования.
Управление дошкольным образовательным учреждением должно строиться на принципах единоначалия и
самоуправления, обеспечивающих государственно- общественный характер управления дошкольным образовательным
учреждением.
Непосредственное руководство осуществляется заведующим, прошедшим соответствующую аттестацию.
Формы самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный
характер управления:
- общее собрание трудового коллектива,
- педагогический совет,
- общее собрание и другие формы
Финансирование образовательной
деятельности МБДОУ
Имиджевая характеристика модели
развития МБДОУ
На современном этапе развития дошкольного учреждения необходимым является возрождение и поддержка родительских
объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства, расширение социальной открытости дошкольного
учреждения для окружающего ее социума (общественные экспертизы, общественные отчеты, как условие развития
государственно-общественной системы управления).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания МБДОУ осуществляется в виде субсидий из бюджета КО
АБМР на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Образовательное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения
осуществляется только при соответствующем его изменении.
Тем не менее, для поддержания материально-технической базы на высоком, конкурентоспособном уровне, необходимо
привлечение внебюджетных средств.
Под имиджем мы понимаем сложившийся в сознании окружающих эмоционально окрашенный образ. Необходимость
формирования имиджа возникает в связи с тем, что:
• усиливается конкуренция среди дошкольных учреждений;
• сформированный позитивный имидж дошкольного учреждения в большей степени обеспечивает стабильность,
удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
• появляется доверие ко всему происходящему в дошкольном учреждении, в том числе инновационным процессам.
Дошкольное учреждение должно иметь свое лицо, свое имя, чтобы каждый ребенок в детском саду рос и развивался в
соответствии с его потребностями и желаниями родителей, чтобы каждый член коллектива чувствовал себя личностью.
Проблема формирования имиджа дошкольного учреждения относится к области управления. Как и любое управленческое
20
нововведение, оно содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты. Компоненты
формирования имиджа:
1. Мотивационно-целевой: изучение потребностей всех субъектов образовательной деятельности в формировании
имиджа, определение целей, задач и результатов данной деятельности.
2. Содержательный: определение сущности понятия «имидж образовательного учреждения», выделение его
элементов.
3. Технологический: продумывание этапов работы по созданию имиджа дошкольного учреждения.
Работу по созданию и поддержанию имиджа необходимо осуществлять по нескольким направлениям:
• создание внешней атрибутики и рекламы деятельности;
• дизайн дошкольного учреждения;
• повышение качества образовательной деятельности;
• формирование корпоративной культуры, создание имиджа руководителя и его команды.
Внешняя атрибутика необходима для создания имиджа, именно она позволяет определенным образом позиционировать
себя, представить уникальность образовательного учреждения. Для этой цели можно выпускать для родителей информационные
бюллетени, рекламные проспекты, атрибутивные имиджевые характеристики дошкольного учреждения.
Визитка – необходимая вещь в современном мире. Красочно оформленная, она задерживает на себе взгляд, подчеркивает
индивидуальность. В ней содержится контактная информация: адрес, телефон; фамилия, имя, отчество руководителя; отражены
основные направления деятельности дошкольного учреждения; определена модель выпускника детского сада; образовательная
структура дошкольного учреждения; образовательное пространство, связи со школой, учреждениями дополнительного
образования.
Логотип, или фирменный знак может использоваться в вывеске на здании, на визитной карточке заведующей,
пригласительных билетах на мероприятия, проводимые в детском саду, дипломах и грамотах для выпускников и родителей,
медалях для победителей в спортивных соревнованиях, бейджиках для сотрудников и детей.
Также можно использовать вымпел за определенные успехи, герб, гимн, вести фотолетопись жизни детского сада,
садовскую газету и др.
Ведущими компонентами имиджа является образ педагогов, работающих с детьми, для которого:
• ребенок рассматривается как полноценный партнер в условиях сотрудничества;
• инновация как средство развития, а не самоцель. «Идти вперед - значит потерять душевный покой. Остаться на месте значит потерять себя»;
• ценности творчества: самооценка, самоконтроль, рефлексия, самокоррекция, саморазвитие, самовыражение;
• ценности взаимодействия: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоподдержка, этика отношений, доверие; •
сохранение и обновление традиций;
• участие в управление детского сада членов коллектива, родителей, вовлечение их в процесс творческой деятельности.
Таким образом, для формирования своего неповторимого имиджа, фирменного стиля дошкольное учреждение должно
иметь:
• четкую перспективу, свое видение будущего;
• уникальную систему ценностей, свои традиции;
21
• узнаваемые имиджевые характеристики;
• своевременно обновляемый информационный материал о позитивных переменах в жизни детского сада.
Инструментарий развития.
Цель и задачи программы развития.
Цель
Создать условия для повышения качества образовательного процесса, максимально обеспечивающего здоровьесбережение, развитие и
саморазвитие воспитанников и повышения социального статуса дошкольного учреждения.
Задачи
1.Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования для
обеспечения разностороннего развития с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей. Обеспечить сетевую форму реализации
образовательной программы МБДОУ.
2.Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического здоровья детей и медицинского сопровождения образовательного процесса
посредством совершенствования материально- технических, кадровых и организационно-методических условий.
3.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МБДОУ, создавая условия для развития их субъектной позиции, повышения
квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4.Расширять взаимодействие МБДОУ с социумом (семьей, социокультурной средой города).
5.Обогащать предметно-развивающую среду и материально-техническую базу МБДОУ согласно ФГОС ДО.
Механизмы реализации Программы (проекты и план-график их реализации).
Информационная карта проекта
Проект: «Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования».
Цель проекта
Задачи проекта
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе
выполнение требований к ОП ДО, условиям реализации и результатов освоения в соответствии с
ФГОС ДО
1. Обеспечить условия реализации образовательной программы.
2. Обеспечить достижение результатов освоения образовательной программы.
Руководитель проектной группы
Глухова А.Е., зам.зав. по УВР
Результаты реализации проекта
Высокий уровень выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг
22
Орган, осуществляющий контроль реализации проекта
Учредитель
Периодичность контроля
По плану
Содержание проекта
№
1
2
3
4
5
Мероприятия проекта
Разработка (анализ, корректировка)
образовательной программы
дошкольного образования в
соответствии с ФГОС ДО, рабочих
программ педагогов
Анализ имеющихся условий
реализации программы
Организация мероприятий,
направленных на повышение
квалификации педагогов в области
обеспечения психолого-педагогических
условий реализации ОП ДО.
Организация развивающей
предметно-пространственной среды в
соответствии с требованиями ФГОС ДО
Организация повышения
квалификации педагогических
работников в целях обеспечения
качественной реализации Программы:
- создание (корректировка)
плана-графика повышения
квалификации и переподготовки;
Этапы, сроки
их
выполнения
2022-2025 гг.
2022 г.
2022 г.
2022-2025 гг.
2022-2025 гг.
Сведения об источниках привлечения трудовых,
материальных ресурсов для реализации проекта
Продукты реализации проекта
Источники
финансирования,
объем
без
финансирования
Участники реализации
проекта
Результаты самоанализа
Обеспечения требований к условиям
реализации
образовательной программы
План проведения, материалы
консультаций, семинарских занятий
без
финансирования
Заместитель
заведующего по
УВР,
рабочая группа
Заместитель
заведующего по
УВР, педагог-психолог,
рабочая группа
Максимальная реализация
образовательного потенциала
пространства организации, создание
предметно-пространственной среды с
учетом образовательной программы.
Увеличение процентного соотношения
педагогов прошедших повышение
квалификации, в общей численности
педагогических работников
без
финансирования
+ бюджетное
Заведующий
без
финансирования
+ бюджетное
Заведующий, Заместитель
заведующего по
УВР
Образовательная программа
Дошкольного образования в
соответствии с ФГОС ДО, рабочие
программы педагогов
без
финансирования
Заместитель
заведующего по
УВР,
рабочая группа
23
6
7
8
9
- повышение квалификации через
систему внутреннего обучения;
- по персонифицированной
модели повышения квалификации
работников дошкольного образования
Обеспечение соответствия материальнотехнических условий реализации
Программы требованиям ФГОС ДО:
- соответствие санитарно
эпидемиологическим правилам и
нормам;
- соответствие правилам
пожарной безопасности;
-материально-техническое обеспечение
программы.
Организация приобретения учебнометодического, компьютерного,
спортивного, игрового оборудования.
Обеспечение финансовых условий
реализации программы:
- определение объемов
расходов реализацию ФГОС ДО;
- разработка локальных
актов (внесение изменений в
них);
- реализация мероприятий по
постепенному повышению оплаты труда
педагогических работников в
соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 07.05.2012
№ 597 «О мероприятиях по
реализации государственной
социальной политики»
Организация информационного
обеспечения:
- размещение информации
на стендах и сайте МБДОУ;
- отчетность о ходе результатов
введения ФГОС ДО
Разработка педагогического
мониторинга в целях выявления степени
соответствия результатов освоения
2022-2025 гг.
Результаты мониторинга
материально-технического
обеспечения реализации Программы
без
финансирования
+ бюджетное
Заведующий
2022-2025 гг.
Локальные акты, регламентирующие
установление
заработной платы работникам
учреждения.
без
финансирования
+ бюджетное
Заведующий
Мониторинг динамики
Постепенного повышения оплаты
труда педагогических
работников.
2022-2025 гг.
Отчет о самообследовании;
Информационные
материалы по введению
ФГОС ДО
без
финансирования
Заведующий, Заместитель
заведующего по
УВР
2022-2025 гг.
Педагогический
мониторинг
без
финансирования
Заместитель
заведующего по
УВР
24
Программы целевым ориентирам
дошкольного образования
Информационная карта проекта
Проект: «Система оценки качества образования»
Цель проекта
Разработка системы оценки качества образования как результата и процесса образования
Задачи проекта
Руководитель проектной группы
Работать и внедрить систему оценки качества образования;
Привлечь родительскую общественность к процессу оценки качества и эффективности
деятельности МБДОУ;
3.
Обеспечить открытость деятельности МБДОУ для всех заинтересованных общественных
организаций и структур;
4.
Развивать государственно-общественное управление в МБДОУ.
Евстафьева М.В., заведующий,
Результаты реализации проекта
Система оценки качества
Орган, осуществляющий контроль реализации проекта
Общественно-педагогическая экспертиза
Периодичность контроля
1 раз в год
1.
2.
Содержание проекта
№
1
Мероприятия проекта
Разработка и внедрение
внутренней системы оценки качества
образования:
- самоанализ условий реализации
Этапы, сроки
их
выполнения
2022-2025 гг.
Сведения об источниках привлечения трудовых,
материальных ресурсов для реализации проекта
Продукты реализации проекта
Внутренняя система оценки качества
образования (анкеты, опросные листы,
карты наблюдений)
Источники
финансирования,
объем
без финансирования
Участники реализации
проекта
Заведующий, Заместитель
заведующего по
УВР
25
2
3
4
5
образовательной программы;
- анкетирование педагогов;
- мониторинг материально-технического
обеспечения реализации Программы;
- разработка педагогического
мониторинга
Проведение опроса родителей в целях
выявления их ожиданий в отношении
результатов дошкольного образования,
факторов, влияющих на качество
дошкольного образования.
Развитие системы общественного
мониторинга качества и эффективности
деятельности дошкольной
образовательной организации и
основных категорий педагогических
работников со стороны родителей на
электронной основе
Расширение участия
государственного – общественных форм
в управлении учреждением:
- поиск новых источников
финансирования деятельности МБДОУ;
- участие в разработке и реализации
социальных и педагогических проектов.
Внешний мониторинг
эффективности и качества
образовательного процесса в МБДОУ
2022-2025 гг.
Опросные листы, анкеты
без финансирования
Заведующий, Заместитель
заведующего по
УВР,
Старший
воспитатель
Заведующий, заместитель
заведующего по
УВР
2022-2025 гг.
Результаты мониторинга
эффективности деятельности
дошкольной образовательной
организации
без финансирования
2022-2025 гг.
Эффективно действующая
стабильная система управления
учреждением
без финансирования
Заместитель
заведующего по
УВР
2022-2025 гг.
Положительная динамика
показателей мониторинга
без финансирования
Заведующий,
заместитель
заведующего по
УВР
Информационная карта проекта
Проект: «Здоровый дошкольник»
Цель проекта
Задачи проекта
Совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности МБДОУ с
учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
1.
2.
3.
создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников и
педагогов, формированию здорового образа жизни;
организовать подготовку педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения;
внедрить инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс
26
МБДОУ;
Руководитель проектной группы
Глухова А.Е., зам.зав. по УВР
Результаты реализации проекта
Система здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности МБДОУ с учетом
индивидуальных особенностей дошкольников
Орган, осуществляющий контроль реализации проекта
Роспотребнадзор
Периодичность контроля
1 раз в год
Содержание проекта.
№
1
2
Мероприятия проекта
Организация профессионального
развития педагогов МБДОУ в области
здоровьесбережения. в МБДОУ:
- разработка семинаров;
- планирование тематических педсоветов;
- проведение консультаций по актуальным вопросам
Здоровьесбережения.
На внешних курсах:
- районные методические
объединения;
- курсы повышения квалификации.
Создание условий для совершенствования системы
здоровьесберегающей и здоровьесозидающей
деятельности ОУ:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормам, правилам пожарной безопасности;
- организация развивающей предметно-
Этапы, сроки
их
выполнения
Продукты реализации
проекта
2022-2025 гг.
План семинара
Материалы педсоветов,
консультаций
Увеличение доли педагогов,
повысивших квалификацию в
области здоровьесбережения
2022-2025 гг.
Поддержка состояния РППС в
соответствии с санитарными
нормами и правилами ППБ
Выполнение требований ФГОС
к условиям реализации ООП
ДО
Сведения об источниках привлечения
трудовых, материальных ресурсов для
реализации проекта
Источники
Участники
финансирования, объем
реализации
проекта
без финансирования
Заведующий,
заместитель
заведующего по
УВР
без финансирования
Заведующий,
заместитель
заведующего по
УВР
27
3
4
пространственной среды по физическому развитию в
МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
Организация взаимодействия с семьями
воспитанников:
- оформление стендов,
консультирование родителей;
-совместные проекты.
Развитие сетевого взаимодействия в области
здоровьесбережения: - детская поликлиника;
(медицинские осмотры, профилактика заболеваний,
оказание первой медицинской помощи, проведение
прививок,анализ состояния здоровья детей, разработка
и реализация планов оздоровления воспитанников,
обеспечение лекарственных средств)
2022-2025 гг.
2022-2025 гг.
Установление партнерских
взаимоотношений между
участниками образовательного
процесса
Оздоровление семьи,
формирование мотивации к
здоровому образу жизни
Объединение взаимных усилий
и возможностей в сфере
медицинского обслуживания и
здоровьесбережения.
Снижение заболеваемости,
укрепление физического и
психического здоровья
воспитанников.
без финансирования
Заведующий,
заместитель
заведующего по
УВР
без финансирования
Заведующий,
заместитель
заведующего по
УВР
Показатели, критерии и результаты Программы развития МБДОУ
Программа реализуется по двум этапам работы:
1. ЭТАП 2022-2023гг. - Разработка устойчивых, согласованных моделей организации образовательной практики МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. ЭТАП 2024-2025гг. - Создание целостной образовательной среды МБДОУ для реализации ФГОС ДО. Об успешности развития МБДОУ можно будет судить:
- по четкости выполнения ответственными лицами программных мероприятий в полном объеме и в срок;
- по динамике изменения качества образования, и
показателям оценки эффективности работы образовательной организации;
Показатель эффективности
деятельности МБДОУ
1. Выполнение государственного
задания на оказание государственных
услуг (выполнение
работ) государственными
образовательными
организациями
2. Выполнение требований
действующего законодательства для
реализации основных
1. Показатели достижения цели развития МБДОУ
Критерий эффективности
Исходное значение
показателя
Полнота реализации образовательной программы
Сохранение контингента воспитанников
- Отсутствие предписаний надзорных органов
- Отсутствие подтвердившихся жалоб граждан
Отсутствие просроченной кредиторской
100%
100%
0
0
да
к концу 1
этапа
100%
100%
0
0
да
Показатель
к концу 2
этапа
100%
100%
0
0
да
28
Образовательных программ
3. Кадровое обеспечение
образовательного
процесса
4. Обеспечение доступности
качественного образования
6. Обеспечение комплексной
безопасности и
охраны труда в образовательной
организации
7. Создание системы государственноОбщественного управления
задолженности
Доля средней заработной платы педагогических работников ДОУ
к средней заработной плате в регионе
Оптимальная укомплектованность кадрами (отсутствие
педагогических вакансий )
Соответствие квалификации работников
занимаемым должностям (отсутствие
педагогических работников, не прошедших повышение
квалификации за предыдущие 5 лет)
Доля педагогов в возрасте до 30 лет
Наличие индивидуального маршрута поддержки детей, имеющих
трудности в обучении и проблемы со здоровьем
Доля применения информационных технологий в
образовательном процессе и использования электронных ресурсов
Снижение коэффициента травматизма по
отношению к предыдущему периоду
Использование технологии образовательных проектов при
организации совместных мероприятий
с семьями воспитанников в области физического развития детей
Организация развивающей предметнопространственной среды по физическому развитию в МБДОУ в
соответствии с ФГОС ДО;
Соответствие существующих условий критериям паспорта
безопасности:
-капитальное ограждение территории
-наличие металлических дверей
-наличие АПС
-наличие КЭВП
-наличие системы оповещения и управления эвакуацией при
пожаре
-обеспеченность персонала СИЗ органов дыхания
Реализация программы по антитеррористической защите
образовательной организации
Полнота нормативно-правовой базы по МБДОУ
Количества мероприятий по презентации опыта работы МБДОУ
Удовлетворенность социума качеством
информационной открытости МБДОУ (сайт, отчет о
самообледовании, публикации в СМИ)
100%
100%
100%
100%
100%
100%
90%
100%
100%
19,5%
частично
22%
да
25%
да
25%
40%
50%
0%
0%
0%
нет
да
да
75%
85%
100%
90%
90%
100%
да
да
да
80%
2
65%
100%
3
90%
100%
3
95%
2. Показатели достижения цели развития МБДОУ в соответствии с показателями рейтинга образовательных организаций:
29
Показатель
качества работы
МБДОУ
1.Результативность образования
воспитанников
2. Качество образовательной
среды, обеспечивающей
индивидуальное развитие
воспитанников.
Единица измерения показателя
- Число пропущенных по болезни дней в общем
числе дней обучения на одного воспитанника
Число случаев травматизма во время образовательного процесса
Обеспеченность информационной среды МБДОУ
техническими возможностями
Доля педагогов, участвующих в конкурсах профессионального
мастерства
Исходное значение
показателя
14,9
к концу 1
этапа
13,7
Показатель
к концу 2
этапа
12,5
0
35%
0
40%
0
50%
5%
7%
8%
Результаты развития дошкольного учреждения к 2025г.
Предполагается что к 2025 году Программа развития учреждения будет реализована на 100%:
1. Для воспитанников и родителей:
Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста.
Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования.
Обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого воспитанника.
Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в реализации образовательной программы,
возможность выбора дополнительных программ развития.
Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.
Система дополнительного образования и коррекционной работы доступна и качественна.
2. Для педагогов:
Каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства.
Квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника.
Будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий.
Поддержка инновационной деятельности.
3. Для дошкольного учреждения.
Будет налажена система управления качеством образования дошкольников.
Органы государственного и общественного самоуправления учреждением будут способствовать повышению качества образования детей и расширению внебюджетных
средств.
Развитие сотрудничества с другими социальными системами.
Будут налажены связи с научно – методическими объединениями.
Будут обновляться и развиваться материально – технические и медико – социальные условия пребывания детей в учреждении.
Реализация программы позволит сделать процесс развития дошкольного учреждения более социально ориентированным.
Элементы риска развития программы.
При реализации Программы развития могут возникнуть следующие риски:
Недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников.
Недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного
дошкольного образования.
Возможные пути устранения угроз и рисков:
30
1.Разъяснение идей Программы развития МБДОУ.
2.Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров.
3.Организация мониторинга.
4. Научно-методическое, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение.
Подписано цифровой подписью: МБДОУ
"ДС № 3 КВ" ГОРОДА ПИКАЛЁВО
DN: E=ca_tensor@tensor.ru, ОГРН=1027600787994,
ИНН=007605016030, C=RU, S=76 Ярославская область,
L=г. Ярославль, STREET="Московский проспект, д. 12",
OU=Удостоверяющий центр, O="ООО ""КОМПАНИЯ
""ТЕНЗОР""", CN="ООО ""КОМПАНИЯ ""ТЕНЗОР"""
Дата: 19 Апрель 2022 г. 8:16:52
31